Привет!
Если вы счастливый обладатель цифрового фотоаппарата, которого посетила мысль поснимать на плёнку, я постараюсь кратко рассказать, с чем предстоит столкнуться.
Основные важные переменные:
- Фотоаппарат.
- Фотоплёнка.
- Фото-лаборатория и лаборант-печатник.
Подробно о каждом пункте:
Фотоаппарат
Если вы уже понимаете, чем отличаются режимы A от T, и что такое диафрагма с фокусным расстоянием, то можете смело брать механический фотоаппарат.
По своему опыту хочу сказать, что фотоаппараты Зенит с объективами Гелиос ~50мм/F2 — прекрасный выбор для первого опыта.
Почему? В первую очередь они практически бесплатные, так же из-за их несовершенства.
Разнообразные засветки, неравномерность хода затвора, помутневшие от времени линзы объектива с плохим просветлением, видоискатель, в который видно ~2/3 от итоговой картинки, детали, оставляющие царапины на плёнке — это то, что делает обычные фотографии не обычными, с такой харизмой, которую многие обладатели цифровиков старательно имитируют :)
Если вы не понимаете, что такое выдержка, как она зависит от выставленной диафрагмы а так же взаимосвязь этих двух параметров с чувствительностью плёнки, или даже всё это понимаете, но не хотите об этом задумываться, и вам просто нужен технически грамотный результат — то сам фотоаппарат можно выбрать из широкого импортного ассортимента фотоаппаратов с электронным экспозамером и автоматической отработки выдержки.
Canon, Nikon или что-то ещё — выбирайте сами, что больше понравится.
Такие фотоаппараты хороши для частых съёмок, когда за съёмку вы можете потратить целую плёнку или ещё больше, т.к. с механическими камерами вам попросту надоест каждый раз что-то измерять и устанавливать.
Фотоплёнка
На сегодняшний день (текст пишу в 2013м году) довольно просто приобрести плёнку Fuji Superia , с чувствительностью 100-200-400 ед.
Эта плёнка достаточно универсальная, она приятно, без перенасыщения, передаёт холодные цвета — зелёный, синий, серый, и стоит не дорого. Будучи в отпуске, в горах Алтая, я снял свой лучший кадр именно на эту плёнку
помимо Fuji, в розницу ещё продаётся плёнка Kodak, Gold и Ultra, но лично у меня не осталось никаких положительных воспоминаний о ней.
Её цветовосприятие показалось мне скучным.
Наверняка в вашем городе есть специализированный фото-магазин, в котором можно приобрести более узкоспециализированную и дорогую фотоплёнку.
у нас в Екатеринбурге можно приобрести помимо перечисленных Fuji Superia и Kodak Gold/Ultra профессиональную и более узкоспециализированную плёнку Kodak Portra, Kodak ProFoto, Kodak Ektar, Fujichrome Provia , Fujichrome Velvia.
Несколько лет назад я пробовал все из них, и больше всех понравился Kodak Portra, тот, который с индексом VC (Vivid Color).
Цветовая палитра этой плёнки уникальна тем, что слабо воспринимает синие оттенки и в целом даёт тёплую и приятную картинку, в портретной съёмке это очень выгодно придаёт эффект загара, а так же позволит вам скрыть, скажем, не желательные вены или синяки.
Снимки на природе получаются атмосферными, с низким контрастом, с «фирменной» палитрой, придающей каждой фотографии более лирическое настроение.
Не могу не упомянуть о таком моменте, как процесс проявки.
Все вышеперечисленные плёнки относятся к негативному процессу C-41 , проявка которого полностью автоматическая, испортить которую можно только просроченными реактивами, чего приличные фотолаборатории стараются не допускать.
Помимо «любительского» проявочного процесса C-41 существует ещё два:
позитивный Е-6 (все помнят слайды из детства?) Плёнка этого вида очень «придирчива» к технической грамотности. Стоит на 1.5-2 стопа промахнуться и вы получите нелепые цвета, хотя кто-то за этим и гонится. Но, если с выдержкой полный порядок, то цвета получаются просто поразительные, проработка деталей в тенях поразит своей глубиной.
Кроме всего прочего — слайдовые плёнки безумно приятно просматривать на просвет или воспользоваться слайд-проектором. Очень романтично.
Д76 , это такой «дедовский» способ проявки, в основном ручной, для чёрно-белых плёнок, который как правило даёт очень высокий контраст. Если хочется «вернуться в прошлое», можно приобрести проявитель, закрепитель, закрыться в ванной с термометром и самостоятельно проявлять отснятый материал. В плане финансовых затрат это не так напряжно, как с реактивами для Е-6, и скорее всего вы сможете получить желаемый результат. Кто-то сможет найти не отснятую просроченную на 20 лет плёнку Свема, отснимет её с переэкспонировкой на 2 ступени, после этого задержит процесс проявки раза в два — сможет получить своеобразный результат «под старину».
По скольку сейчас есть и свежие проявители с закрепителями и профессиональная ЧБ плёнка для этого процесса, например Ilford Delta , то результат будет просто поразительным. Подойдёт не всем, но точно окажется уникальным!
Фотолаборатория
В каждом городе их несколько, где-то будут просто «киоски», собирающие заказы и отвозящие их в серьёзную лабораторию для проявки и печати. Лучше сразу почитать отзывы о каждой лаборатории, может быть сдать одну и ту же плёнку в печать по очереди в понравившиеся, чтобы понять вкусы и предпочтения по обработке печатника-лаборанта, может быть даже завести личное знакомство, что я и сделал. Это важно сделать по одной простой причине — в каждой студии печатают по своему. Где-то заряжают всю плёнку и печатают не разглядывая каждый кадр, и не выполняя коррекцию по цветам и экспозиции, где-то монитор не откалиброван с принтером и коррекция на мониторе одна, а отпечатки выглядят совсем иначе. Были случаи, когда фотографы приходили в лабораторию с флешкой, на которую записывали свой собственный цифровой профиль, чтобы получать желаемую цветопередачу.
Была у нас маленькая лаборатория, называлась Силуэт+, там были приветливые работники, мне позволяли присутствовать от и до. Они внимательно отслеживали состояние реактивов, аккуратно обращались с плёнкой, не царапали, предоставляли сливеры, которых у меня до сих пор полная коробка с плёнками, и что самое главное — у них была аналоговая печатная машина. Увы, они закрылись, у нас в городе остались лишь лаборатории с цифровыми станциями Noritsu, которые в пластике картинки на отпечатках заметно уступали тому, что я так ценил в Силуэте.
Не исключаю, что это в большей степени было самовнушением, а эту разницу видел только я :)
После закрытия салона с аналоговой печатью, пришлось обращаться в лабораторию с цифровой машиной, мне уже было проще сканировать чем печатать. Можно приобрести свой слайд-сканер, благо сейчас предложений очень много, в том числе на Ebay.com , а можно просто сдавать в проявку и просить записать отсканированный материал в нужном разрешении на флешку, для дальнейшей обработки на компьютере и раскладыванию фоточек по альбомам и блогам.
Этот опыт окажется полезным ещё и тогда, когда вы направитесь в отпуск туда, где, например будет велика вероятность остаться без электричества для зарядки фотоаппарата, или вообще сломать, потерять. тогда можно без угрызений совести взять 5-10 плёнок и вдумчиво снимать в своё удовольствие, где-нибудь в горах, путешествиях и т.д. уверяю, такие кадры будут иметь для вас куда большую ценность, чем те, что сняты на цифровик, т.к. будут выстраданы на всех этапах, от съёмки до проявки. они будут долгожданными, сразу то их не посмотреть :)
А ещё плёночный механический зенит можно оставить на всю ночь с открытым затвором и получить звёздные треки.
Если у вас появились вопросы — задавайте, постараюсь на них ответить.
Огромное вам спасибо! а еще посты на эту тему будут в будущем?
Наверняка
Здорово вы мне помогли. Честное слово, новыми красками все заиграло. Я понял теперь, как на самом деле все круто. Автор, низко кланяюсь )))
Скажите ,пожалуйста, как назівается мешочек для фотопленки на 4-5 кадров
если вы про упаковку для нарезанной плёнки, то по всей видимости это «сливеры»